Что такое чревоугодие и почему оно - смертный грех? Страсть чревоугодия и как с ней бороться по учению святых отцов Страсть чревоугодия почему дается

Евагрий Понтийский был первым христианским автором, который в конце IV в. рассказал о восьми злых помыслах: чревоугодии, гордыне, гневе, жадности, тщеславии, похоти, печали и унынии. Чуть позже папа Григорий I Великий объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. О и мы подробно писали ранее. Сегодня мы расскажем о явлении, получившем название «чревоугодие», и о «грешниках», которые живут ради того, чтобы есть и пить.

Мать всех смертных грехов

Мы начали цикл статей о смертных грехах именно с чревоугодия, потому что с него начинаются все остальные страсти. Человек, позволяющий себе много есть, будет в 90 % случаев склонен к чрезмерному сексуальному желанию (выделяются те же гормоны радости и удовольствия - дофамин и эндорфины), лени (после переедания не особо хочется что-то делать), унынию (набор веса, например) и др.

«Начало всему худому служит упование чрева и расслабление себя сном… Насыщение есть мать блуда, впадшие в ров беззаконий, и в какой мере кто работает чреву, в такой мере лишает себя вкушения духовных благ», - писал Понтийской в сочинении «О восьми злых помыслах».

Считается, что чревоугодник ставит свое насыщение и удовольствие от приема пищи выше всего в жизни. Про таких обычно говорят: «Живет ради того, чтобы есть». Это подчинение вкусной еде по своей сути является формой рабства. И подтверждение тому - люди, страдающие от ожирения. Они вроде бы и хотят стать стройнее, сбросить ненавистные им килограммы, но от «вкусняшек» они отказаться тоже не могут. И это - то самое ненормальное отношение к еде.

Однако к чревоугодию относится не только обжорство.

В представлении многих людей чревоугодие - это чрезмерное употребление пищи. На самом деле, это не совсем так. Согласно учению, обжорство - это один из демонов, терзающих душу. Вторым является пристрастие к вкусной пище. Поэтому гурманы, отлично разбирающиеся во всех деликатесах, тоже чревоугодники.

Третий демон приводит людей к анорексии и булимии. Многие худеющие начинают болезненно относиться к еде, разбивая каждый прием пищи по часам и калориям. Зацикливаясь исключительно на весе, некоторые перестают питаться вовсе. И тут они, согласно христианской традиции, становятся грешниками (с точки зрения медицины, анорексия и булимия, конечно, нервно-психические расстройства. Статью «Нервная анорексия, или Пищевое расстройство психики» можно прочитать ).

Виды чревоугодия

1. Желание что-то съесть раньше положенного времени. Например, обед в 12 часов, а вы уже съели три завтрака.

2. Пресыщение. В этом случае человека больше интересует количество пищи, а не ее качество и вкус. Предел объедания - когда приходится себя принуждать что-то съесть. В греческом языке даже есть термин - «гастримаргия» (от греч. чревобесие) - стремление человека наполнить свое чрево, особо не уделяя внимания вкусу пищи.

3. Поедание только изысканной пищи. Это явление еще называют лемаргия (от греч. гортанобесие) - стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств. Речь идет о гурманах.

4. Тайноядение - стремление скрыть свой порок (например, есть в ночное время без света в одиночестве).

5. Раноядение. Едва проснувшись, человек принимается за еду, еще не испытав чувства голода.

6. Поспешное ядение. Человек старается быстро наполнить чрево и начинает глотать пищу, не разжевывая, словно индюк.

Есть для того, чтобы жить

Если переедание и недоедание - это грех, любовь к вкусностям - тоже, то как тогда питаться, чтобы не стать чревоугодником? Есть только невкусную пищу? Нет, крайности здесь ни к чему. В учении по этому поводу написано следующее:

Есть по прихоти - значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива (постное блюдо из обваренных зерен пшеницы, иногда риса или чечевицы, смешанных с семенным соком и медом - прим. ред.), и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать. Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.

Иногда себе можно позволить съесть что-то и «по прихоти», однако это допускается только по праздникам, и желательно церковным. При этом надо ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. И самое главное - нельзя мечтать о пире, представлять, как наслаждаешься вкусной пищей.

Отношение к чревоугодникам

Gula с латинского языка переводится как обжорство, чревоугодие. Это слово крепко вошло в старофранцузский язык и просуществовало в нем почти до начала Нового времени.

Люди, жившие в ту пору, описывали чревоугодника, как «человека, жаждущего богатых блюд и тонких вин, постоянно выходящего за рамки, установленные Богом, разрушающего все порядки на земле и создающего угрозу государству».

На старофранцузском слово «обжора» (gloz, glot или glou) обозначало также дебошира - человека опасного и непредсказуемого нрава. А женщин называли «gloute», и это означало - «нимфоманка», «проститутка» или «развратница».

Чревоугодников всегда осуждали. Упоминания о них есть в книгах Ветхого и Нового Завета. Царь Соломон в «Книге притчей Соломоновых» писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».

Плохое отношение верующих к чревоугодникам демонстрируют нам и стенные росписи в церквях. На одной из них обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость. На другой - худой пьяница жадно припадает к стакану. На третьей - мужик скачет на свинье (символе чревоугодников), сжимая в одной руке кусок мяса, а в другой - бутыль с вином.

С помощью искусства люди хотели донести до паствы простую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна как для тела, так и для души. К слову, сегодня об этом говорят СМИ и реклама.

В плену у своих желаний

Что заставляет людей чрезмерно есть и пить? Зависимость. Когда мы голодны, уровень дофамина - гормона удовольствия - падает. Мы едим - нам становится хорошо. Такое состояние также наблюдается, например, при победе на спортивном соревновании или когда нас хвалят.

Желая получить удовольствие, многие люди начинают избыточно стимулировать выработку дофамина (это происходит тогда, когда мы едим не потому, что голодны, а потому, что «хочется чего-то вкусненького»). А это, согласно традиционному христианскому знанию, чревоугодие. Поэтому желание перекусить - это то же самое, что желание покурить или выпить. Постоянная стимуляция дофаминовой системы приводит к деформации личности человека. Подобное, кстати, наблюдается у наркоманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ника Кравчук

Грех чревоугодия - поклонение собственному желудку

Вкушение пищи — естественный процесс для каждого человека. Но опасность начинается тогда, когда еду превращают в культ. Поглощение больших порций, желание лакомиться, тайноядение и невоздержание перед пищей указывают на грех чревоугодия .

Через вкушение запретного плода в мир вошел грех

Да, кушать — это естественно. Еще первые люди, обитая в Эдемском саду, вкушали плоды. Поразительно, но таким образом они познавали Божий замысел о мире, узнавали, как все устроено. А потом произошла всем известная самая глобальная катастрофа в истории человечества — грехопадение Адама и Евы. Получается, что порок вошел в мир именно через человеческое чрево (а все начиналось с мысли).

Когда Иисус Христос 40 дней молился и постился, то перед ним явился дьявол и пытался искушать его именно едой, мол, если ты Бог, то преврати эти камни в хлеб. Страсть чревоугодия также включена в список семи смертных грехов. Так почему же она настолько опасна?

Каждый человек зависит от еды. Вот только некоторые праведники достигали такого состояния благочестия, что питались только хлебом и водой, да и то раз в неделю. Некоторым еду приносили с небес ангелы. Небесной пищей питалась также и Дева Мария, когда родители отдали ее на служение Богу.

Современному человеку даже слышать такое в диковинку. Кроме того, мирские люди не могут нести таких подвигов, как монашествующие. Да и Бог никому не приказывает поступать именно так. Проблема в другом.

Опасность заключается в том, что человек помрачается: он ест не для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы есть. Это может проявляться по-разному: пристрастие к вкусной еде, неумеренность в пище, лакомство, постоянная забота о том, что приготовить и новенького попробовать. Можно составить целый букет гастрономических пристрастий. Все они свидетельствуют об одном: человек очень зависим.

Чревоугодие чревоугодию рознь

Различают разные виды греха чревоугодия. Если человек поглощает неумеренными порциями — это чревобесие.

Если ему приносит удовольствие именно вкус еды, и он может долго рассказывать, как прекрасны и изысканны блюда каталонской кухни, — он крепко сидит на крючке гортанобесия.

Когда человек притворяется на людях и ест умеренно, зато после возвращения домой «отрывается» наедине — его не отпускает тайноядение.

Если он проснулся с утра и первым делом бежит к холодильнику, независимо от того, пришло ли чувство голода, — это раноядение.

Когда человек впопыхах набивает свой желудок, не пережевывая, лишь бы побыстрее, от этого приходится поглощать большие порции — поспешное ядение.

Иногда проявляется зависимость от конкретных продуктов: есть те, кто не может и дня прожить без мяса, а кто-то — без сладкого.

Часто в одном человеке сфокусированы различные виды страсти чревоугодия. Ему постоянно хочется «пожрать» чего-нибудь вкусненького и побольше. Кстати, славянское «пожирать» означает «приносить жертву». Так кому приносит жертву чревоугодник? Получается, что своему желудку.

Вот как просто, оказывается, от переедания дойти до идолопоклонства. Да и не только. Когда человек пресыщается, он не может нормально молиться. Также у него возникает лень. Помните классику: «поел — можно поспать»?

Более того, чревоугодие, как угождение своему телу, может стать причиной другого смертного порока — блуда, который связан с плотью. Не зря разгульную жизнь часто такой и изображают: лень, пресыщение не только едой, но и алкоголем, сигаретами, наркотиками, блуд...

Поэтому очень важно диагностировать у себя болезнь еще на ранних стадиях и не допустить состояния, когда метастазы пойдут во все органы. Но как это сделать?

Объявляем войну греху чревоугодия

Поскольку эта страсть — дело бесов, то отлично справится всем известный евангельский совет: «Сей род изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17:21)

Каждое принятие пищи нужно начинать с молитвы, ею и заканчивать. Таким образом мы благодарим Господа за то, что он дает нам жизнь и необходимую для ее поддержания пищу. Отцы Церкви также советуют быть очень осторожными во время трапезы.

Есть свидетельство о том, как Паисий Святогорец боролся с гортанобесием. Он 18 (!) лет питался капустой. Нам даже тяжело поверить, что такое возможно. Но к чему сомнения, когда человека крепит и питает сам Бог?

Конечно, новоиспеченному христианину точно не стоит брать в пример этого святого и начинать каждый день есть только капусту или морковку, мол, ударим овощами по страсти чревоугодия.

Речь идет о самовоспитании. Надо контролировать свой желудок. Авва Дорофей предлагает это делать так: сначала понять, сколько примерно еды тебе необходимо, чтобы насытится, а потом съесть на четверть меньше. Когда организм привыкнет к такой порции, постепенно переводить на новый режим уменьшения, пока не научишься есть именно столько, сколько нужно для поддержания жизни.

Контролировать себя помогают и посты, которых в православии насчитывается четыре: Великий, Петров, Успенский и Рождественский, а также постные дни — среда и пятница. Обычно в это время воздерживаются от мясного, молочного, в некоторое время и рыбы. Но суть поста не исчерпывается только этим.

Можно готовить себе салат и с дорогими морепродуктами, объедаться «постными» сладостями и говорить: я пощусь.

Пост как раз и служит для того, чтобы человек обуздал свою плоть: питался умеренно и просто. Тогда его не будут обременять блудные помыслы, легче пойдет молитва.

Но если человек только всматривается в состав продуктов, постоянно раздражается, ходит с «постной» рожей и мнит из себя великого праведника, то толку никакого. Наоборот — это только усугубит проблему.

Еще одним действенным методом борьбы с грехом чревоугодия является смирение.

Вы постоянно смиряете себя, в том числе и пониманием того, что без помощи Божьей вам тяжело справиться с этим недугом. В другом случае есть опасность вместе с якобы избавлением от переедания, заметным похуданием получить звездочку гордости во лбу. А с этим бороться будет еще тяжелее.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Легко быть верующим, когда все складывается хорошо. У человека есть семья, работа, жилье, одежда, хорошее питание, время на себя и родных, средства для заграничных путешествий. Можно и в церковь сходить, свечки поставить, поблагодарить, что все так удачно. А если покой нарушат скорби?

Первым звеном греховной цепи является чревоугодие. Многим оно кажется лишь слабостью, не внушающей большого опасения, да и что последствия данного греха, словно струпья от проказы, проявляются вовсе не сразу, а по прошествии нескольких лет. Нужно помнить, что, после Адама совершившего грех, нарушилась гармония души с телом у человека. Ведь тело является лишь инструментом души, а еще органической частью человеческой личности. И оно превратилось в субстрат для страстей с похотью. Тело должно быть рабом духа. Но, ни в коем случае тело не должно повелевать человеком, его душой. В идеале должен быть балансе между духом, душой и телом.

Что такое человеческое тело

Тело можно назвать злым другом и добрым врагом. Без тела не сформируется личность человека. Без тела дух с душой не смогут проявить себя во внешний мир посредством слов и деяний. Лукавая плоть готова в любой момент предать душу Дьаволу, чтобы получить низменные наслаждения. Это, словно Иуда за три десятка сребреников на смерть продал своего Учителя. Тело является очень коварным спутником души на сложном пути ее к царству небесному. оно то покорно следует за духом, то наоборот, старается увлечь его на широкую и выложенную камнем дорогу, что ведет к вечной смерти. Как вариант, можно даже сравнить душу и тело с неким всадником на диком коне. И едва всадник чуть ослабит удила, как конь помчится туда, куда глядят его глаза, в результате чего оба свалятся в ближайшую яму.

Важно!!!

Чревоугодие по своей сути является победой тела над духом. Это своеобразное широкое поле, где буйствуют разные страсти. Можно говорить о нем, как о первой ступени отвесной и скользкой лестницы, которая ведет прямиком в преисподнюю.


Чрево, едва оно отяжелеет от пищи, начинает погружать ум в некую мрачную пучину дремоты, делая его ленивым и даже тупым. Чревоугодник теряет возможность глубоко и точно мыслить или рассуждать о чем-то духовном. Его чрево, словно огромная свинцовая гиря, начинает тянуть оземленную душу прямо вниз. В особенности остро ощущается таким человеком его немощь во время молитвы. Ум никак не может вникнуть в святые слова, словно тупой нож не режет хлеб. В таком смысле чревоугодие можно считать постоянным предательством своей молитвы.


Важно!!!

Следует также отметить, что чревоугодие, как и любой грех, омрачает интеллектуальные и даже творческие силы того, кто ему предается. Практически никто из выдающихся людей, будь они поэтами и художниками, не отличался в свое время чревоугодием, даже не имел тела, которое бы напоминало пивную бочку.


Нередко бывает и так, что чревоугодник, который уже сильно устал от груза своего собственного тела, которое его доводит до одышки и до изнеможения, решает худеть. Его изнуряет необходимость постоянного преодоления преграды в виде размера собственного живота, например, когда нужно нагнуться и поднять с пола вещь или даже банально завязать себе шнурки на туфлях. Тогда логично, что он решает объявить войну и победить беса чревоугодия путем уничтожения, как врага, собственного жира. Такой человек будет выписывать диеты из модных журналов, и даже объявляет всем своим друзьям и близким, что вскоре его фигура заметно уменьшится в объемах. Но, такой чревоугодник, едва садится на диету, оказывается, как бы в роли гладиатора, который безоружным вступил в схватку с огромным, диким зверем. Сначала, первые минуты он сопротивляется, но потом падает, в клочья растерзанный когтями или клыками страшного хищника. Поначалу чревоугодник будет придерживаться строгой диеты и смотреть на окружающих почти что победоносно, но потом желание поглощать пищу возьмет свое и он будет, как и раньше, усердствовать в еде.


Есть ли определенные виды этого греха или его направления?

В чревоугодии условно можно различить два пристрастия: чревобесие и гортанобесие.

Чревобесие по своей сути является ненасытным желанием пищи, своего рода агрессией тела, направленной против души. То есть, постоянное домогательство со стороны чрева, которое то и дело требует от человека постоянного употребления пищи. Такое можно сравнить с безумием чрева, которое поглощает любую пищу без разбора. Желудок у такого человека будет подобен мешку, в который скупой хозяин пихает без разбора все вещи, после чего едва может волочить за собой ненужный груз.

Гортанобесие является постоянным желанием лакомой или изысканной пищи, то есть, это сладострастие гортани. Проще говоря, человек должен кушать, чтобы иметь возможность жить, но, этот человек живет для того, чтобы есть. Он заблаговременно составляет свое меню, уделяя яствам слишком много внимания и тщательно их выбирая. Он на лакомства тратит почти все деньги, словно игрок проигрывает в азарте свое состояние.


Есть и другие типы чревоугодия, как, например, тайноядение – это стремление скрывать свой порок. Раноядение заключается в том, что человек, только проснувшись, тут же принимается за пищу, еще до того, как начнет испытывать чувство голода. Порочно и поспешное ядение, при котором человек старается очень быстро наполнить желудок и глотает пищу, даже не разжевывая ее, как индюк. Греховным считается несоблюдение постов, а еще употребление по своей похоти гортани разных вредных продуктов. Древние аскеты вообще считали грехом чревоугодия даже чрезмерное выпивание воды.

Как же избавить себя от чревоугодия?

Святые отцы рекомендуют сначала ограничиться употреблении пряной или раздражающей аппетит еды. Затем сделать себе ограничение в сладкой и услаждающей гортань еде. Потом можно уже отказываться от жирной и утучняющей тело. Кушать надо неспешно, так будет скорее появляться ощущение насыщения.


Совет

Вставать после трапезы надо в состоянии, когда первый голод уже утолен, но человек все еще ощущает жажду пищи. Раньше даже был обычай молча трапезничать. Любые посторонние разговоры будут отвлекать внимание, а человек, который увлекся беседой, скорее всего, машинально скушает все, что есть на столе. Хорошо бы также во время еды про себя читать молитву.

Вывод:

Можно говорить о том, что грех чревоугодия является постепенным поеданием тела души, а результатом этого является то, что в человеке постепенно меркнет небесное и духовное начало, а он превращается в слепую плоть. Чтобы избавиться от чревоугодия, необходимо отказаться от пряной и раздражающей аппетит пищи, ограничить употребление сладкого. И запомните одно правило – вставать из-за стола нужно с легким чувством голода, тогда чревоугодие не страшно.


О чревоугодии

Смерть от сердечно-сосудистого заболевания в только начавшемся зрелом возрасте - что может быть печальнее для супруги, детей и друзей? Частая причина таких болезней - переедание и связанные с ним осложнения в виде лишнего веса, повышенного уровня холестерина и малоподвижности (с избыточной массой тела двигаться не хочется, порочный круг нелепо замыкается). А причина ненормального отношения к пище в христианской аскетике называется чревоугодие. Это тяжелый грех и в православной, и в католической традиции. Почему?

Сытость как цель жизни

Считается, что человек, зараженный этим недугом духа, ставит свое насыщение и удовольствие от приема пищи выше всего в жизни, в том числе выше Господа Бога. Это подчинение низшим потребностям тела является, по сути, формой рабства. Как много людей желают сбросить вес, не пытаясь победить причину этой беды - ненормальные отношения с пищей!

Не только обжорство

В представлении очень многих чревоугодие - это избыточное потребление еды. На самом деле обжорство - это только лишь один из демонов, терзающих душу. Вторым является пристрастие к вкусной пище. Такое общественное явление, как гурманство, желание «разбираться» во вкусных вещах, с духовной точки зрения очень опасно.

Анорексички тоже чревоугодницы

Вы, наверно, замечали, что многие худеющие начинают болезненно внимательно относиться к пище, планировать каждый ее прием и часами воображать, что же именно они съедят завтра с утра, когда уже «можно» будет есть то, что вечером запрещено? Они одержимы чревоугодием! Булимия и анорексия - это тоже проявление ненормального отношения к физиологии.

А как стоит питаться?

Так что же, есть только Не нужно крайностей, мы не монахи, а потому абсолютная строгость многим не по плечу. Надо просто стараться есть особенно привлекательную пищу по праздникам, желательно церковным, причем ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. Тогда и не согрешим. Главное - не мечтать о празднике за месяц до события, делая гастрономические удовольствия самым главным в «программе».

Не вовремя

Третий демон, терзающий душу чревоугодника, - это нетерпение в отношении времени приема пищи. То есть, когда человек ест ранее того времени, которое для него обычно или назначено. Получается, что идеальный христианин - тот, кто способен обходиться без «вкусностей», он ест умеренно и по расписанию. Чревоугодие - это недуг души потому, что делает грешника зависимым от пищи. Все разнообразие явлений мира для человека оказывается заслоненным возможностью получить удовольствие «здесь и сейчас».

Мать страстей

Чревоугодие - смертный грех потому, что именно с него начинаются все остальные страсти. В частности, у человека, который позволил себе лишнего, появляется чрезмерное или неуместное сексуальное желание, лень, ведущая к праздности, уныние (от лишнего веса, например). Дело может дойти и до гордыни (когда человек уязвлен тем, что он, «титан воли», взял и потерпел поражение).

Существует ли Конкретной нет, но имеет смысл помолиться Марии Египетской, которую преследовали страсти в течение долгих лет мучений в пустыне. Но магии «от Бога» не существует, лучше всего молиться о помощи самому Христу, помня при этом, что победить страсть чревоугодия до конца невозможно, это не удавалось даже великим подвижникам. Нужно просто стараться держать себя в рамках каждый день. И просить сил на борьбу у Бога. Чревоугодие - это еще и несоблюдение постов...

Чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти.

Святой Иоанн Лествичник

О чревоугодии. Его современные проявления

Хотя многим людям разговор о чревоугодии кажется чем-то устаревшим и архаичным, эта страсть твердо живет в людях нашего времени. Правда, она может называться совсем другими словами, более современными и более привычными нашему уху. "Ожирение", "избыточный вес", "переедание", "нарушения пищевого поведения". Все это разные названия этого страшного недуга, который оставляет свой отпечаток как на душе, так и на теле человека.

Жизнь современных людей полна избытка пищи. Конечно, до сих пор существует множество бедных людей и бедных стран, где все совершенно иначе. Однако, суровая статистика свидетельствует, что в настоящее время каждый шестой житель нашей планеты страдает от ожирения. Никогда раньше людям не было доступно так много сортов пищи. Зайдите в любой супермаркет и вы легко убедитесь в том, как каждый раз продавцы придумывают новые способы представить свой товар в максимально привлекательном виде. И это в то время, когда производители делают свои блюда максимально свежими, порции за те же деньги - еще большими, а вкус более полным и насыщенным. С недавнего времени на смену натуральным приправам появились даже синтетические усилители вкуса, главной задачей которых является сделать вкусной даже вполне искусственную пищу, лишенной хоть какого-то вкуса до этого. Но и это еще не все. Наличие таких усилителей вкуса (эмульгаторов) в продуктах питания со временем вызывает у людей зависимость. Культ пищи, стимуляция человеческих гастрономических потребностей и предпочтений - еще один шаг к чревоугодию, которое став привычкой, вызывает ожирение и множество других болезней.

Ожирение и чрезмерное, безудержное увлечение едой - это дополнительная нагрузка на все системы организма, в первую очередь - сердечно-сосудистую систему. В результате это приводит к повышению артериального давления, возникновение аритмии, стенокардии и т.д. И бесспорно, это также создает невероятное нагрузки на желудочно-кишечный тракт, который вынужден теперь работать без отдыха, круглосуточно. Изменяется и эндокринная система, из-за чего происходит нарушение обмена веществ. В конце концов, можно заметить влияние чревоугодия и на функционирование мозга человека. После чрезмерной трапезы появляется лень, усталость, замедляются процессы мышления. Человек не может сконцентрироваться и заниматься делом настолько хорошо, как это делал только что, перед этим. "Сытое брюхо к молитве глухо". Именно поэтому, самоограничение и пост пост являются необходимой практикой аскетов всех мировых религий. А подвижники благочестия - православные монахи - прямо называются “постниками”, таким названием определяя характер своего основного служения - усмирение плоти с помощью ограничений в еде и прочих удовольствиях.

Употребление пищи в умеренных количествах для человека является жизненной необходимостью, потому как голод обусловлен биологически. Когда в крови человека нарушается баланс сахара, воды или другого важного вещества, то автоматически появляется импульс пополнить этот недостаток тем, что необходимо организму именно сейчас. Центры, которые регулируют процесс еды, находятся в особом отделе мозга - гипоталамусе. Отдельные его зоны отвечают за чувство голода, жажды и сытости. В нормальном состоянии эта слаженная система поддерживает существование нашего организма и вес на оптимальном, генетически фиксированном уровне.

Однако, пораженная грехом человеческая природа сделала возможным искажения и этой, совершенно нейтральной самой по себе, физиологической потребности. Так врачам известно, что при ослаблении пищевого влечения человек перестает чувствовать голод и жажду, вплоть до полного исчезновения аппетита. И наоборот - чревоугодие, употребление даже очевидно испорченной пищи, характерно для людей с врожденной или приобретенной умственной отсталостью.

Иллюстрация: Иероним Босх "Обжорство" из "Семь смертных грехов", 1475-1480

Святой Иоанн Лествичник, как и другие подвижники благочестия, в своих аскетических произведениях отметил три основных способа, которыми человек может нарушить Богом установленную норму в духовном плане, используя процесс приема пищи себе назло и вред.

  • 1) Прежде всего, люди грешат чревоугодием когда принимают пищу в чрезмерных количествах, существенно больших, чем это требуется на самом деле организму. Для такого человека важно как можно больше, почти через силу, набить собственный желудок пищей.

    2) Второй грех - сластолюбие или гортанобесие. Эта страсть реализуется в человеке, который стремится получить удовольствие с помощью уточненной пищи, гурманства, употребляя всевозможные приправы и необычные, сложные способы приготовления блюд. В этой страсти, в отличие от предыдущей, греховным является не количество потребленной пищи, а ее изысканность, поиск человеком необычных вкусов, впечатлений и наслаждений. Следует понимать, что едим мы не для того, чтобы получить наслаждение вкусом, а чтобы дать организму необходимое количество питательных веществ. Известно, что наслаждение вкусом от утонченности блюд почти не зависит. Голодному человеку даже кусочек зачерствевшего хлеба будет приносить больше удовольствия, чем кусок торта разнеженному гурману посреди трапезы.

  • 3) Третий грех - тайноедение. Этот грех преимущественно монашеский, опасность которого прежде всего испытывают монахи, живущие в общежительных монастырях. Суть этой страсти заключается в несоблюдении монастырского устава и распорядка дня, в несвоевременном принятия пищи, чаще нужды, после молитвы или тайно от братии. Конечно, миряне тоже могут грешить этим, употребляя пищу не по распорядку дня, назначению врача или требованиям церковного устава.

Кроме этих трех основных страстей, связанных с едой, святой Лествичник напоминает еще два, не менее опасных случая.

    Первой страстью является несдержанная жажда любимой пищи, пристрастие к конкретному блюду. Святой Иоанн Пророк описывает людей пораженных этой немощью следующим образом: такой человек постоянно мечтает, фантазирует о конкретном блюде, часто себе его представляет и рассказывает о нем другим, а на трапезе просит подать его первым или пододвинуть поближе. "В страсти чревоугодия брюхо и насыщенным взывает:«Хочу еще! И даже воздыхая от пресыщения, причитает: “Я голоден». Страсть эта учит пожирать все, что стоит перед глазами” (Лествица 2.1.4: 1).

    И апогеем, крайней точкой развития греха чревоугодия, является полная помраченность ума к вопросам еды и наслаждения желудка. На языке отцов этот грех называется страшным словом "чревонеистовство". Человек, при такой душевной болезни, живет ради еды, а не ест ради того, чтобы жить.

Нравится статья?


Страсть чревоугодия - одна из самых опасных страстей человека, известная как смертный грех в традиции Западной Церкви, и собственно, “страсть” в традиции Церкви Восточной. Часто появляясь под благочестивым предлогом, она соблазняет даже самых крепких в вере. А потому, необходима особая мудрость для того, чтобы научиться различать объективную реальность от искушения дьявола или нашей собственной страстности.

"Что же так понизило Исава, что сделало его рабом брата? Не одна ли снедь, за которую он продал свое первородство? И наоборот, не молитва с постом дала ли матери Самуила? Что же сделало великого борца Самсона непобедимым? Не пост ли, начавшийся еще в утробе матери? (Суд.13). Пост его родил, пост его выкормил, постом он возмужал - тем постом, повелел матери ангел (Василий Великий. О посте 1.)

Только тот, кто сумел обуздать свое тело, собственную страстную плоть, сможет положить хорошее начало борьбе и с более тонкими духовными и душевными греховными состояниями. Отсюда следует, что борьба со своим желудком и плотскими страстями является началом борьбы человека со своими другими, более опасными духовными пороками. Чревоугодие, как и другие телесные страсти, являются лишь средством, а целью бесов является подчинение через них человеческой души.

Ни одна духовная брань не может не начинаться с поста и самоограничения. И наоборот: ослабление в пище приводят к развитию других страстий в душе человека. Например, в классической схеме зависимости одних страстей от других, сластолюбие (любовь к наслаждениям) порождает чревоугодие, а оно, в свою очередь, порождает блудные помыслы и нечистые поступки. Таким образом, для того, чтобы человеку преодолеть блуд, прежде надо преодолеть чревоугодие. Отсюда, можем сделать вывод о важности для всякого человека, а не только для монаха, умение управлять своими желаниями, поступками и мечтами. В том числе, и в сфере собственных гастрономических предпочтений.

Свидетельство Священного Писания и Священного Предания

"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно," (Лк.21: 34)

"Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище” (Притч.23: 20-21).

"Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его" (Притч.25: 16).

"Хранящий закон--сын разумный, а знающийся с расточителями (обжорами) срамит отца своего" (Притч.28 7).

"Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец-погибель, их бог-чрево, и слава их--в сраме, они мыслят о земном"(Фил.3: 18-21).

"Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: `Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые" (Тит.1: 10-11).

"Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор.9: 27).

"Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла" (1Тим.5: 5-6).

"Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти " (Рим. 13: 12-13).

"Естественно человеку чувствовать голод. Все же надлежит принимать пищу необходимую для поддержания жизни, а не по страстям и не для пресыщения. Естественен для человека и сон, но не до сытости, изнеженности тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные желания тела ". (Высказывания безымянных старцев)

"Совершенная цель сдерживания заключается в том, чтобы достичь не только обуздания тела, но стать более благоприятным для служения душевным потребностям" (Святитель Григорий Нисский).

"... Обжорство является обманом живота, потому что оно и будучи насыщенным взывает:«Мало!», Будучи наполненным и расширяясь от избыточности, взывает: «Хочу!» (Лествица).

"Впереди всех добродетелей стоит повиновение, а впереди всех страстей - обжорство" (Авва Исаия Отшельник).

"Обжорство - это нарушение второй заповеди:« Не сотвори себе кумира... не поклоняйся им и не служи им. Оно действительно является идолопоклонством "(Антоний Великий).

"Обжорство истребляет в человеке все хорошее" (Преподобный Нил Синайский).

Что способствует чревоугодию?

Очень часто люди служат этому пороку, придумывая для себя разнообразные оправдания. Святые Отцы Церкви, как тонкие психологи и знатоки человеческих душ, научились видеть эти случаи и предупреждают нас о них.

Первый и наиболее распространенный способ быть захваченным в плен этой опасной страсти - приписывать послабления в еде заботой о собственном здоровье и малодушным страхом о возможных болезнях, связанных с воздержанием. На самом деле, очень редко можно говорится о столь категорическом воздержание от пищи, чтобы оно могло нести угрозу нашей жизни и здоровью. Православная Церковь проповедует "царский путь" - золотую середину, от которой бывает только польза. Ее цель не уморить нас голодом, а научить контролировать все, что мы делаем. В том числе, научить правильно беспокоиться о собственном теле - храме Святого Духа. (1-е Коринфянам 3:16-17)

"Пост всегда полезен для тех, кто его приветствует. Ибо тех, которые постят не осмелятся атаковать злые духи. Наоборот. Скорые стражники нашей жизни - ангелы помогают тем, которые постом очищают свои душу (и тело). (Св. Василий Великий, О посте 2).

Отцы даже вспоминают о такой причине падения, как нерадивые, равнодушные к своему служению священники, часто безрассудно благословляющие другим послабление в посте. Такое благословение, на первый взгляд, действительно может выглядеть как доброе дело, дело любви, но для души человека оно может принести погибель, потому что не только служит удовлетворению плоти. Оно также учат людей мысли о якобы необязательность поста для спасения человека, и вообще, рождают сомнения о незыблемости церковных требований, правил и канонов. ("Лествица" 14: 11-12)

Иной способ чревоугодия - мнимое гостеприимство, желание самому посещать друзей или принимать гостей ради хорошей трапезы и вина. Это очень тонкая страсть, которую заметить в себе сможет далеко не каждый. Особенно подобная опасность возрастает, когда наступают великие христианские или народные праздники. Кажется, что в такие дни чревоугодие получает для себя все оправдания. Однако, бесспорно, обжорство и употребления алкогольных напитков, а также лень и блуд ни в праздничные дни, ни в какие другие, для христиан недопустимы. "Подстрекаемый ненасытностью живота, считает, что возможность сделать гостю удовольствие есть и для него разрешением на все" (Там же 14: 8)

Иногда, пишут святые подвижники, страсть тщеславия желает побороться с пристрастием чревоугодия. Это когда некоторые соблюдают пост, чтобы самому себе и другим доказать - "Во какой я крутой, сильный духом, имею большое терпение и т.д." Желание показать себя лучшим борется за человека, как за купленного раба. Что лучше: соблюсти строгий пост или же дать себе послабление? Преодолеть гордыню или вкусить пищу? Святой Диодох советует все-таки употреблять пищу, потому что скорбное сердце принесет больше пользы душе, напоминая христианину о его несовершенстве, чем гордыня по поводу собственного поста. (Там же 14: 9)

Следует также сказать о психологических причинах страсти чревоугодия. Наслаждение, которое получает человек употребляя высококалорийную пищу, может стать сильным наркотиком, способным вызвать у человека зависимость. Во время еды у человека вырабатываются гормоны удовольствия, которые на некоторое время способны улучшить настроение и общее психологическое состояние. Таким образом, пища, чаще всего в сочетании с алкоголем и табакокурением, становится достаточно простым способом ослабить боль стресса или депрессивного состояния. Многие пытаются "заедать" свои проблемы: нереализованность в жизни, заниженную самооценку, неудачную семейную жизнь, тревогу, отрицательные эмоции. А поскольку при этом сами проблемы не решаются, уже совсем скоро человеку потребуется очередная порция удовольствия. Так человек попадает в замкнутый круг страсти чревоугодия. В желании найти счастье и избавиться страдания и рабских пут, люди получают еще одни кандалы. Помочь в этом может только опытный специалист - священник и психолог, психотерапевт. Конечно, сейчас мы говорим только о духовных и душевных причины чревоугодия, оставляя в стороне физиологические причины: различные заболевания ЖКТ, щитовидной железы, нарушение процессов обмена или инвазии.


Практические шаги в борьбе со страстью

Как мы уже неоднократно упоминали, наиболее эффективным способом преодоления любой страсти является развитие в себе черт и добродетелей противоположных этой страсти. Так, чревоугодие преодолевается воздержанием и постом. Хотя этот порок и считается первым среди других плотских страстей, это вовсе не означает, что искоренить его легче всего. Наоборот. Поскольку именно чревоугодие является фундаментом других человеческих страстей и грехов, существует целый ряд причин, которые прямо или косвенно влияют на развитие в человеке этой страсти и всячески способствуют ей. Поскольку страсти глубоко укоренились в природу человека, для того, чтобы их преодолеть, нужно прилагать усилия на всех уровнях: душевном, духовном и телесном.

В духовной сфере. Прежде всего, нужно осознание и честное признание человеком наличие в себе этой страсти. Бесценными помощниками в ее преодолении могут стать Таинства Покаяния и Причащения, а также активная молитвенная и духовная жизнь. Смотря на искренность человека, Господь обязательно поможет ему быстрее получить духовное и физическое исцеление.

В душевной (психологической) сфере. Существует целый ряд действенных практик, которые позволяют человеку более осознанно подойти к решению психологических проблем, связанных с обжорством и другими гастрономическими злоупотреблениями. Конечно, наибольшего результата здесь можно достичь консультируясь у специалиста - психолога или психотерапевта. И уже вместе можно попробовать существующие методики. В частности, ведение пищевого дневника, установление личных причин чревоугодия, работа с мотивацией, постановка целей, преодоление ситуаций, которые провоцируют неумеренное употребление пищи.

В телесной сфере. Прежде всего, необходимо консультация медиков, чтобы убедиться в том, что пищевое злоупотребления еще не привели к необратимым изменениям, опасным для жизни. Одновременно с этим, нужно вместе со специалистом-диетологом выработать индивидувальних режим питания и строго его придерживаться. И, конечно, увеличить физическую активность. Профессиональный тренер может помочь составить индивидуальный, наиболее оптимальный и эффективный график физических нагрузок.

Главное средство для борьбы с пристрастием к обжорству - это пост и воздержание. Хорошо выходить из стола немного голодным. Наслаждение, которое естественно сопровождает прием вкусной пищи, теряет характер чувственности и одухотворяется, если едят с молитвой и чувствами благодарности Богу.

Вывод

И в завершение, повторю самое главное. По свидетельству большинства Святых Отцов - древних подвижников и аскетов - подчинение души плотским страстям является прямым свидетельством того, что душа человека отдалилась от Бога. Сами по себе аппетит и желание есть не могут иметь негативной окраски. Их могут иметь разве что душевные состояния сладострастия (неудержимого желания наслаждений). Именно поэтому страсть чревоугодию рассматривается нами не как исключительно телесный порок, но как психическое и духовное состояние падения человека. Тщательное соблюдение постов, установленных Церковью способствует смирению плоти, от чего ослабляется сластолюбие и все остальные наши страсти. Почему человек грешит? Через эгоизм, самолюбие, желание наслаждения плоти. Все это искореняется любовью к Богу, страхом Божиим, скорбью за совершенными грехами, отсечением страстей, и, несомненно, самоограничением и самоконтролем. Помоги нам в этом Господь!

Протоиерей Евгений Заплетнюк,

кандидат богословия,

г.Тернополь.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра DISQUS комментариев