Речевой материал на дифференциацию звуков "Л"-"Ль. Звуки и буквы – Дифференциация изолированных звуков л й

Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].

  1. Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
  2. Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
  3. Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).

Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).

Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.

4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».

5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:

а) слогов ай, ой, эй, ый;

б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.

Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:

а – я я – ля я – я – ля

о – ё ё – лё лё – лё - ё

у – ю ю – лю ю – лю – ю

э – е е – ле ле – е – ле

7. Проговорить чистоговорки:

Ай – ай – ай – мяч кидай

Ой – ой – ой – той рукой

Эй – эй – эй – бей сильней

Эль – эль – эль – прямо в цель.

Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.

Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.

Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.

Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.

8. Разучить стихотворения:

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех.

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Мы ехали, ехали,

К яме подъехали,

Яму объехали

9. Повторять скороговорку:

Еле – еле Лена ела.

Есть от лени не хотела.

10. Игра «Назови ласково».

Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.

Яна – Яночка

Юля – Юлечка

Егор – Егорушка

Юра – Юрочка

Яша – Яшенька

11. Игра «Добавь словечко».

Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».

Игры на дифференциацию звуков Л-Ль у дошкольников

Цель: дифференциация звуков Л-Ль.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Л-Ль в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Л-Ль. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Лев, лак, лошадь, листок, молоко, лыжи, липа, калина, лампа, молоток, лесенка, Лиза, Слава, лук, лейка, шляпа, будильник, ложки, мыло, фасоль.

"Веселый металлофон"
Ребенку предлагается рассказывать стихотворение и отстукивать ритм в металлофон.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - к нам уже весна пришла,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - расцветают тополя.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы - зажужжали три пчелы.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли - девочки жука нашли.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - как на улице тепло.
Лё-лё-лё, лё-лё-лё - пролетает мотылек.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рады девочки теплу.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - как же я весну люблю.

Пальчиковая игра "Где что выросло"
У липы - листья,
Загибаем пальчики при назывании деревьев.
У клена - листья,
У тополя - листья,
У сосны и елки - колкие игоки.
Имитируем "иголки", напряженно выставляя все пальчики.

Речевая игра с элементами психогимнастики "Клумба"
Перед началом игры надо уточнить у ребенка представления о том, какие цветы называются садовыми (те, которые выращиваются в саду, на клумбах). В ходе игры взрослый сопровождает показ цветов картинками.
Поливает Лидия беленькие лилии,
Отводим кисть одной руки в сторону.
Люба польет лиловый люпин.
Отводим кисть другой руки в сторону.
Слава из мальчиков ходит один,
Делаем удивленное лицо; показываем один пальчик
Слава польет желтый левкой,
Имитируем "поливание".
А флоксы польем мы с тобой.
Показываем рукой на себя и ребенка

В конце игры взрослый уточняет у ребенка, какого цвета каждый цветок.

Игра с мячом "Летает - не летает"
Взрослый катит ребенку мяч, называя слово, а ребенок должен откатить мяч, говоря "летает" или не "летает". Например: Самолет... летает. Лось... не летает. и т. д.
Самолет, лось, лягушка, ласточка, волк, галка, шмель, белка, улитка, пчела, светлячок, моль, лев, вертолет, лебедь, тюлень, олень, мотылек.

Пальчиковая игра "Полянка"
На полянке мы гуляли,
Сжимаем пальчики в кулачки в ритме строчек.
Там кого-то увидали.
Лена - улитку,
Загибаем пальчики при назывании
Люда - шмеля,
Слава - пчелу,
А Влад - светлячка.
Ты слушал внимательно?
Отгадай: кто не летает?
Называй!

Артикуляция звука: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа; горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Замена звука й на звук ль относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Звук й нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким ль (в его нижней и верхней артикуляции).

Сбой в артикуляции: кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Подготовительный этап. Цель его – устранение патологического механизма.

I этап: дифференциация неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

II этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.

Дифференциация звуков по долготе:

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

Игра «В лесу»: Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Ход игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Дифференциация по высоте:

Игра «Угадай, кто сказал».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

III этап: дифференциация слов

1.Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:

Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

2.Слова одинаковые по длине и разные по звукопроизношению:

Игра «Назови одним словом». Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка, зайка; Маша, Саша, Даша и т. д.).

Игра «Будь внимателен» (Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.)

Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

3.Дифференциация в словах квазиомонимах.

Игра «Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

А) Дифференциация гласных звуков : ки т-ко т, па лка-по лка, до м-ды м, со к-су к, бу тон-ба тон и т.д.

б) Дифференциация сонорных и шумных звуков : кл асс-кв ас, р ечка-п ечка, М аша-к аша

в) Дифференциация шумных звуков : б инт-в инт, б очка-д очка

г) Дифференциация между сонорными звуками : игл а-игр а, кор обок-кол обок

д) Дифференциация мягких и твердых звуков : л ук-л юк, м ышка-м ишка

е) Дифференциация звонких и глухих звуков :г орка-к орка, иг ра-ик ра

ё) Дифференциация свистящих и шумных звуков : с анки-т анки, С еня-В еня

ж) Дифференциация внутри свистящих звуков : коз а-кос а, зуб -суп

з) Дифференциация шипящих и шумных звуков : шапки-танки, шина-тина

и) Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков : ш ар-ж ар, лещ –леч ь

К) Дифференциация шипящих и свистящих звуков : мишка-миска

IV этап: Дифференциация слогов.

Игра «Поймай слог ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог йа.

КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ (гл. взр.)

ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл. щел.)

ГА-БА-ЙА-ДА(зв. взр.)

ВА-ЙА-ЖА-ЗА (зв. щел.)

РА-ЛА-МА-ЙА-НА (сонор.)

V этап: Дифференциация фонем

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.


Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

Игра «Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук й

А-О-Й-У-Ы-И

К-Т-Й-П

Ф-Й-Х-С-Ш

Г-Й-Б-Д

В-Ж-Й-З

Р-Л-М-Й-Н

VI этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

-Игра « Разложи картинки». Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук й

Игра «Найди картинки с заданным звуком . Ребёнку предлагается отобрать картинки с заданным звуком в начале слова, конце, середине.(В начале даются слова легкими звуками: р ука-пар -вор она) й од-воробей -чай ка.

Лото «Необычные цветы»

На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.

Игра «Светофор»

Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть -начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.

Для подготовки к постановке звука Й используются упражнения на подъём спинки языка:

- «Мостик» языком; - присасывание спинки языка к нёбу, при этом кончик языка удерживается внизу.

"Мостик построим - мостик разрушим" : Ставлю я язык «дугой» и кладу - даю покой.

Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

«Кошка сердится» - язык выгибается, конец его смотрит вниз.

Улыбка» («Лягушка»)
Цель.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание .
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как бы беззвучно произнося звуки . Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.
Внимание!
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Постановка звуков.

Цель –сформировать первичные умения правильного произношения звуков.

После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

Другими приемами постановки звука й будут следующие:

а) произнесение звукосочетаний йа-йа при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я , т.е йа );

б) использование как промежуточного звука ЗЬ (нажимая на кончик языка при произношении звука ЗЬ , получается звук й);

в) озвончение звука ХЬ.

В случае замены звука й через ль необходимо провести дифференциацию его со звуками-заменителями в слогах, словах и в развернутой речи.

1.Автоматизация в слогах

Йо-йо-йо-йо ай-ой-эй-ий

ен-ен-ен-ен ой-ий-ай-эй

ён-ён-ён-ён эй-ай-ий-ой

юн-юн-юн-юн ий-эй-ой-ай

Чистоговорки

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - сидит на ветке воробей.

2.Автоматизация в словах

Игра «Кубики с картинками» Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах.
Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками: ежик, вьюнок, маяк, юбка, чайник, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, змея, ежи, ежевика, поезд, ружье, приемник.

Ход игры . Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.

3.Автоматизация в словах и фразах

Игра «Скажи, что ему делать»

Цель. Автоматизация звука Й в словах и фразах.

Оборудование: игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.

Ход игры . На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра продолжается.

Автоматизация звука в тексте

Знает юнга южный край,

Есть у юнги попугай!

Юнга наш - герой бесстрашный!

Юный юнга, но отважный!

4.Дифференциация звуков в произношении:

Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков

Возьми картинки-символы звуков Й и ЛЬ. Внимательно послушай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й - опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки.

Дифференциация звуков Й - ЛЬ в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно. Помните, что при чтении каждой из йотированных букв я, ё, ю, е произносится по 2 звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

я- я я- ля л я- я- ля я- л я-я

ле - е е - ле ле - е - ле е - ле - е

лю - ю ю - лю лю - ю - лю ю - лю-ю

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в прямых слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ля - е ли - ю ле - ю - ля

лю - я ле - е л е - е - ли

е - ли я - лю ли - я - лю

ю - ле е - ля ля - е - ле

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах

Четко повтори пары слов.

В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары

и, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й.

Яна - Ляля, Мая - миля, юбка - любим, ежик - лежа, яхта - лямка, йод - лед, юг - люк, есть - лезть, ехать - лето, поет - полет, ябеда - лебеда, юнга - клюква, едва - листва, дай - даль, мой - моль, топай - тополь, куй - куль, бой - боль, соя - солит, стая - встали.

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в сочетаниях слов

(местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения. Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

Например: Я пою- они пели. Я киваю- они кивали.

Я знаю- они (знали), я умею - они (умели), я пою - они (пели), я даю - они (давали), я кидаю - они (кидали), я киваю - они (кивали), я покупаю - они (покупали), я топаю - они (топали), я пылю - они (пылили), я пилю - они (пилили), я лью - они (лили), я клею - они (клеили), я пью - они (пили).

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в одном слове - названии объекта

Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков Й и ЛЬ.

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков Й- ЛЬв одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков Й –ЛЬ в тексте

Как у нашей ЛЮБОЧКИ
В складочку все ЮБОЧКИ!

Я на пляже видел ГАЛЬКИ! -
Ни одной на пляже ГАЙКИ!

Очень жалко плащик МОЙ:
В нём дыру проела МОЛЬ...

Была ВОЙНА. За боем - БОЙ...
Земля ВОЛЬНА... Зачем ей БОЛЬ?

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в рассказах

Четко, выделяя все звуки Й и ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем

весь рассказ целиком.

ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи., а ребенок должен научиться оперировать ими.


76

Дифференциация звуков Ль - Рь


Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.

Ученица-озорница получила единицу.

Проворонила ворона воронёнка.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Радуга-коромысло полукругом повисло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.

Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы - домой.

Вол в огород завёл меня.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Утром спозаранку

Купил баран баранки.

Надел баранки на рога,

Понес барашкам на луга!

Пошёл спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзину Назар.

Метлу взяла

И двор подмела.

Е. Благинина

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.

Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.

Забыл Панкрат

Дома домкрат,

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ

1. Произнеси звуки Ль - Рь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - само­лётик, Рь - легковая машина.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.

ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё

рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля

3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.

аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль

уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль

иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель

ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль

яль - ярь ярь - яль

4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.

али - ари але - аре алё - арё алю - арю

оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю

ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю

ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю

или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри

кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре

клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё

клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю

кля - кря фля - фря гля - гря для - дря

6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.

Лёва - рёва лис - рис лиф - риф

лечь - речь лепка - репка лейка - рейка

7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.

шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг

Дифференциация сонорных звуков

А часы стоят на месте.

В. Орлов

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, Напои сады.

В. Суслов

Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.

Е. Александрова

Совята

Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

С. Маршак

У реки, у реки,

Поют песни кулики.

A. Хмелева

Потешка

Поехали,поехали

За грибами,

За орехами...

Приехали, приехали

С грибами,

С орехами.

Произв. народн. творчества

Считалка

Эники-беники

Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –

Я ботинки принесу.

И. Кузьмин

У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

И. Демьянов

Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

B. Степанов

84 Дифференциация сонорных звуков

Марина варит малину, На кошке сапожки,

А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.

У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,

Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.

Е. Крутий А. Хмелёва

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль - Рь.
Перескажи рассказы.

Как меня называли

Б. Житков

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:


  • Смотри, уже девять часов. А я говорю:

  • Почему? Мне скажут:

  • Иди спать!
А я опять говорю:

  • Почему? Мне говорят:

  • Потому что поздно.

  • А почему поздно?

  • Потому что девять часов.
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так назы­вали, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

Букварь

А. Хмелёва

Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.

16. Повтори скороговорки.

Суп надо сварить, У маленькой Сани

Дерево надо свалить. Перевернулись сани.

А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,

В скрюченном домишке Валеньке - варежки,

Жили летом и зимой Саньке - санки,

Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.

Введение 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Л 4

Автоматизация звука ЛЬ..13

Автоматизация звука Р 21

Автоматизация звука РЬ 30

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35

Дифференциация звуков Р -РЬ 48

Дифференциация звуков Л - Р 58

Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77

Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.

Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.

Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнения на активизацию внимания:

Игра “Дотянись рука”.

– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.

– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

2. Сообщение темы

– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

– [Л]
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться правильно различать звуки Л и Ль.

3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать, дыхание, губы и язык.

Развитие нижнедиафрагмального дыхания:

Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф

Со звуками:

Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ

Упражнения для языка:

“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
“СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ”. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается в глубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям )

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стекла

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голы

Ли-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблю

Ля-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке тепло

Ло-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.

4. Развитие фонематического восприятия

Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.

– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).

Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.

– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).

Выделение слова со звуком Л из ряда слов.

– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.

Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.

По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.

Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.

5. “Зажги фонарик”.

– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы) . Приложение 1

Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?

– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом. А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.

– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску. Приложение 2

6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез

– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам. Приложение 3

7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах

а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.

– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.

б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.

Например:Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.

8. Игра “Полочки”

Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы. Приложение 4

9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе

Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.

Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.

10. Доскажи, подобрав слова

– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.

Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу ).

Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели ).

А возле этой елки
Бродили злые … (волки ).

Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка ).

Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка )!

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица ).

Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать )!

Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол )!

Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула ).

Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу ).

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили ).

Упражнение “доскажи слова”

– Помогите Ладе и Леше составить слова, подобрав правильно слог со звуком Л.

11. Составление предложений по картинкам

(Использовать слова, в которых есть звук Л) Приложение 7

12. Итог занятия

а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Лада и Лёша довольны вашими ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить одну из скороговорок.

Список литературы:

  1. Бурдина С.В.
  2. Логопедическая тетрадь на звуки [л], [л’]. – Киров: Весна – дизайн, 2006.
  3. Генинг М. Г., Герман Н. А.
  4. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
  5. Герасимова А.С.
  6. Энциклопедия развития и обучения дошкольника для 1–6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  7. Гербова В. В.
  8. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
  9. Лебедева И.Л.
  10. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вен-тана-Граф, 2008.
  11. Максаков А. И.
  12. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
  13. Максаков А. И.
  14. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е издю., испр – М.: Просвещение, 1982.
  15. Морозова И., Пушкарёва М.
  16. Уроки логопеда. Учимся говорить правильно. – М.: Стрекоза, 2010.
  17. Солнечный зайчик. Газета для дошкольников с подсказками для родителей. – №6, март, 2010.