Меч кладенец. Форум портала «Миф» « Почему меч - "кладенец"? Версии из области народной этимологии

На вопрос А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ? заданный автором Лика лучший ответ это
Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.
Меч-кладенец - оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
придавать владельцу непобедимость.
Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.
Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.
Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
лишь определением некоторой категории клинков.
Корень - «клад… » - обычно связывают со словом «класть» , то есть с идеей чего-то спрятанного.
Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.
Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
носителем смерти.
В былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят
гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
- впору.
Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
опоясывает железная полоса.
Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:
«А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу. »

Другой обладатель меча-кладенца - Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
«…Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
- Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится… »
Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

А так его ковали:
«Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский «уклад» .

Другие версии:
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

Есть и другие не менее интересные версии.

А такое определение дает мифологический словарь:
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название «Аспид-змей» , наделён чертами оборотня.
Источник: ссылка
Groos
Гений
(75443)
я старался... спасибо...

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

Ответ от Ѝйвинд Гроза Фиордов [гуру]
Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь


Ответ от Наташа [гуру]
меч - Кладенец, самосёк - в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название “Аспид-змей” и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря


Ответ от Ѝлитный боевой Слон [эксперт]
кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.


Ответ от I"ll be better [гуру]
Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.
Корень данного эпитета - «КЛАД… » - обычно связывают со словом «КЛАСТЬ» , то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «УКЛАДНЫЙ» , что попросту означает «СТАЛЬНОЙ» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову «гладкий» .
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея.
Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.
В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .
УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали). Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.
Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что её наваривали на лезвие (укладывали). Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".
Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.
Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
chiarenza («блеск, сияние») благодаря «Повести о Бове» - переработанному итальянскому роману тринадцатого века «Buovo d’Antone» - одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
"Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.
А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьём.
Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.
Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .
Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.


Меч–кладенец, помощник мужественных героев многих русских сказок, мечта любого воина. Если верить старинным легендам это оружие помогает победить в любом бою. Его использовали многие знаменитые богатыри из русских былин. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Историки и исследователи русского языка так и не могут сойтись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название. По одной из официальных версий его имя происходит от слова «клад» и означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в каком-либо укромном месте или незнакомой стране, причем заполучить его могли не все, а только тот богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним

Другие исследователи утверждают, что «кладенец» от слова «класть», то есть такой меч это мощное оружие, способное положить одним только взмахом все несметное войско врага. В одном из словарей русского фольклора говорится, что такое имя мечу дали за особенность его изготовления, при которой материал, дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает стальной и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован.

Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы. Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

Также происхождение названия « кладенец» может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius, в переводе на русский означающие меч. В некоторых легендах он называется Самосек, потому что мог самостоятельно бороться с врагом и убивать даже без помощи своего хозяина. В одном из сказаний, о Вавилоне был клинок с названием Аспид-змей, который превращался в это ядовитое животное. Богатырский меч это символ доблести и воинской славы. В древние времена был самым распространенным видом оружия. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия. В других сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть.


Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть. Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага. В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием.


Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными. Существует предание об Агриковом мече, утерянном артефакте древности. По легенде его изготовил Агрик, сын царя Ирода, известного своей жестокостью царя. Этот клинок мог как масло рубить стальные доспехи, светился в темноте ярким синеватым светом и давал в бою такое преимущество, что одним своим видом мог обратить в бегство абсолютно любое войско. Князь Андрей Боголюбский, окруженный врагами в 1149 году, смог спастись от смерти или плена, просто высоко подняв меч над головой. Упоминался этот артефакт и в легенде о Петре и Февронии.

Непобедимый клинок пытался разыскать Адольф Гитлер, на побережье реки Ока он даже послал специальную экспедицию. Как и следовало ожидать, никаких результатов это не принесло. Преданий о непобедимом мече на Руси существовало огромное количество. Сейчас никто не может точно знать был ли этот образ собирательным или действительно существовал великий магический артефакт невиданной силы, способный подарить неограниченную власть. Исторические мечи Европы Грус - меч Болеслава III Кривоустого. Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) - коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г. Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») - тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. Ликорн (Licorne) - исторический меч бургундских принцев. Шойс - меч Вильгельма Оранского. Щербец, коронационный меч королей польских. (Меч короля Болеслава, о котором речь шла выше, был дан ему ангелом и получил название «щербец» , так как он, Болеслав, прийдя на Русь по внушению ангела, первый ударил им в Золотые ворота, запиравшие город Киев на Руси, и при этом меч получил небольшое повреждение; повреждение же по-польски означает «щербина» , и поэтому и меч стал называться «Щербец») .


Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса Аскалон (Ascalon) -меч Св. Георгия (по средневековым легендам) . Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») - оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам) . Азот (Azoth) - магический меч Парацельса (по средневековым легендам) . Ворпэйл (Vorpale) - меч безголового всадника из голландско-американской легенды о Сонной Лощине (в американском фольклоре) . Дамоклов меч Меч-кладенец- меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре) . Огненный меч - принадлежит ангелу (херувиму) , поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия) . Тизона, Тисона (Tizona) - меч Эль Сида, национальное сокровище Испании. Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе) .

Его второй меч: Колада - менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе) . Хрисаор - золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» - Сангламор (Sanglamore) принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). (Эдмунд Спенсер, «Королева Фей») . Кельтские мечи Каладболг - призрачный спиральный меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain). Бальмунг - меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах») . В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле - Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином.

А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

    Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.

    Меч-кладенец оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
    придавать владельцу непобедимость.
    Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.

    Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.

    Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
    что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
    лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень клад обычно связывают со словом класть, то есть с идеей чего-то спрятанного.
    Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
    Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.

    Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
    носителем смерти.

    В былине Святогор и Илья Муромец два главных персонажа во время путешествия находят
    гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
    - впору.

    Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
    опоясывает железная полоса.

    Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:

    А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
    А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу.

    Другой обладатель меча-кладенца Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
    Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
    Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится

    Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова укладный, что попросту означает стальной возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

    А так его ковали:

    Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский уклад.

    Другие версии:

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея. Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.

    Есть и другие не менее интересные версии.

    А такое определение дает мифологический словарь:

    МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название Аспид-змей, наделн чертами оборотня.

  1. меч - Кладенец, самоск в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название Аспид-змей и наделен чертами оборотня (превращается в змея) . Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря
  2. Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь
  3. Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень данного эпитета КЛАД обычно связывают со словом КЛАСТЬ, то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова УКЛАДНЫЙ, что попросту означает СТАЛЬНОЙ возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову гладкий.

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея.
    Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.
    В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в меч-колунец.

    УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали) . Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.

    Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что е наваривали на лезвие (укладывали) . Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".

    Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.

    Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
    chiarenza (блеск, сияние) благодаря Повести о Бове переработанному итальянскому роману тринадцатого века Buovo dAntone одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
    "Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
    То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.

    А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьм.

    Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.

    Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .

    Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.

  4. кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.
Меч - весьма древнее оружие, поэтому противопоставление "домонгольское" - "послемонгольское" не очень уместно. На скифских погребальных статуях, вероятно, изображавших усопших, изображен меч-акинак. Скифы поклонялись мечу, символизирующему бога Ареса. Мечи были достоинством скифской знати. Элементы ножн меча обнаружены среди пшеворских находок (древние славяне начала нашей эры). В VII веке славяне заявляют, что будут повелевать другими народами, пока "будут мечи и война", хотя основное оружие славян - копья. Меч - признак знати. В легенде о хазарской дани поляне дают дань мечами, что можно трактовать подчинение военной знати полян хазарскому кагану. Русы того периода поклоняются мечу, клянутся им, меч имеет сверхъестественные свойства (убитый им становился рабом на том свете, иссечение собственным оружием - позор для руса и пр., а в русских сказках меч может и убить и оживить богатыря). Меч даруется русу при рождении - передается меч отца. Меч - княжеское оружие на Руси ("не напрасно князь меч носит". В рассказе об Андрее Боголюбском встречаем скифо-руские мотивы: у него хранится меч святого Бориса (одного из первых ростовских князей), а после убийства Андрею отрубают руку, почти как это делали скифы, принося жертвы Аресу.
Так что же такое "кладенец"? Это не просто меч! На Руси были отличные франкские и собственные мечи. Арабы складывали о них легенды: говорили, что они "сулеймановы", то есть сделаны самим Соломоном (насколько я понимаю в исламской мифологии Соломон вообще связан с самыми волшебными технологиями), и что эти мечи можно согнуть пополам и они смогут без труда принять начальное положение. Последняя деталь нашла очень интересное объяснение в археологии. Арабы заявляют, что руские мечи столь ценны, что их добывают, даже разоряя могилы русов. Археологи обнаружили в могилах русов 2 согнутых пополам меча. Думается, что меч для руса был необходимым погребальным атрибутом, символом его судьбы, но, зная о ценности мечей русы сгибали мечи на тризне во время ритуальных воинских игр, а арабы, обнаруживавшие такие мечи придумали байку, что их можно разогнуть. Как видим, мечи из могил всё же добывали. Такие мечи вполне могли называться "кладенец". Можно сравнить с "колодой" ("кладой" - погребальным сооружением на котором сжигался усопший, или сродное "закладной покойник" (хотя может и не уместно). В чем сакральный смысл "кладенца"?
Если говорить о мече Ильи Муромца, то я не помню точно, откуда его кладенец? Первый вариант - он добывает кладенец, подняв камень. Второй вариант - меч Святогора. Первый вариант походит на обретение меча королем Артуром. (Меч из камня - отражение процесса ковки?) Второй вариант более походит на версию с покойниками и кладбищем, так как Святогор умирает, передавая часть силы Илье, а его отец, благословивший Илью, вообще, слепой - признак мертвеца. Так вот, на мой взгляд "кладенец" - меч добытый иным путем, нежели наследство, от уже мертвых предков или предшественников. Сравнить, например, с передачей Черной книги у колдунов - либо при жизни родственнику, либо колдун приходит после смерти и передает книгу и силу избранному им человеку, не всегда родственнику. Меч-кладенец может дать обычному человеку сверхъестественные силы.

У исследователей и читателей всегда вызывало оружие героев и богатырей. При помощи данных приспособлений народные защитники совершали некоторые из своих известных подвигов, борясь с различного вида врагами и освобождая невинных заложников. К подобным видам богатырского вооружения относится и меч-кладенец, поистине геройское оружие, обладающее магической силой.

Назначение

Обычно данное оружие попадало в хозяйские руки из какого-нибудь тайника и придавало, как правило, его владельцу свойство непобедимости. Так как меч-кладенец присутствует сразу в нескольких русских былинах и позволяет говорить о нем не как о чьем-то персональном оружии, а, скорее, как о некотором типе клинков, их категории.

Происхождение и значение слова

По свидетельству некоторых ученых, сам эпитет в русском языке происходит от слова «клад», связанного с глаголом «класть» (существует еще версия: меч, который кладет вражеское войско). Тогда становится понятным, почему меч - кладенец. Другие исследователи ведут происхождение от слова «укладный», то есть «стальной» (возможно, в незапамятные времена стальные мечи были редкостью, а значит, им приписывали магические свойства). Третья версия: связь с технологией производства оружия. В давнюю пору брусок железа закапывали в землю на некоторое время. Некачественные куски разъедала ржавчина. Затем будущий меч выкапывали, очищали от ржи и оставался качественный метал, из которого и ковали оружие. Существуют и иные версии происхождения самого слова. Но в любом случае суть остается одна: меч-кладенец представлял собой довольно грозное и эффективно разящее оружие для воина.

Как доставался

Само грозное оружие может достаться только достойному герою. Оно обыкновенно скрыто в земле или стене (замуровано), бывает спрятано под плитой (в одной из сказок - под печью). Для того чтобы добыть меч-кладенец, герой или богатырь должен доказать свои силы и способности (поднять печь, плиту, размуровать стену). Кстати, подобные мечи и истории о них характерны не только для восточнославянского фольклора. Сравните фрагмент древнегреческого мифа о Тесее, которому его мать показывает место под камнем, где спрятан меч отца. В некоторых случаях богатырь должен выкопать меч-кладенец из кургана или могилы. Это связано с поверьем, бытовавшим в давнюю пору, что оружие, которое принадлежит мертвым, имеет особую волшебную силу. Прикоснувшись к «тому свету», оно становилось и само по себе носителем смерти, смертоносным. В некоторых былинах меч достается более младшему богатырю в дар от более старшего, уходящего в мир мертвых (древнерусская былина «Святогор и Илья Муромец»).

В другой былине меч находится под обезглавленным туловищем богатыря-великана на бранном поле. Еруслан Лазаревич, беседуя с огромной отрубленной головой древнего воина, узнает об этом и добывает магическое оружие (сравните сказку в стихах «Руслан и Людмила», написанную Пушкиным, - там также разрабатывается подобная тема добычи артефакта богатырем).

А князь Муромский в произведении «Повесть о Петре и Февронии» находит разящий меч спрятанным в стене монастыря.

Владельцы меча

В более поздних фольклорных и литературных авторских произведениях подобное оружие является чуть ли не обязательным атрибутом, присущим главному герою. А владели такими мечами в разные времена и Святогор, и Муромец, и и Добрыня Никитич, и Еруслан, и Руслан, и Бова Королевич, и Иван Царевич. Что, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что это были разные мечи.

«Меч-кладенец». Сказка об оружии

Собственно, меч-кладенец упоминается, как уже было сказано, во многих народных сказках, былинах, литературных произведениях. Например, в «Сказе о Иван-царевиче и мече-кладенце» главный герой идет целенаправленно добывать магическое оружие для борьбы со Змеем, который традиционно жжет церкви и поля, берет заложников и дань, всячески свирепствует. В результате враг повержен, народ отпущен, земли освобождены. И все при помощи магической силы данного острого инструмента. Кстати, устойчивое выражение «затупился меч-кладенец» означает в переносном смысле, что силы покинули человека (богатыря) и нет уже возможностей для продолжения битвы.